кабинет Елены Митиной

Направления практики


Аренда кабинета

Мои заметки на Facebook

Пессимистичный характер. Есть ли у вас синдром выученной беспомощности?

20 мая 2020

В свои 33 года Катерина и представить не могла, что сможет сесть за руль велосипеда. Куда уже, если все попытки сделать это в 5-8 и даже 12-15 лет оканчивались синяками и насмешками старшего брата и его друзей. "Плохой вестибулярный аппарат", - решила она, и тему с велосипедом закрыла в своей жизни навсегда.

"Что поделать, - успокаивала себя женщина, чувствуя печаль и зависть к весело катающимся по ее району людям, - кому-то дано одно, а кому-то - другое. Вот я зато готовлю хорошо". Такой диалог с собой помогал, но ненадолго. Вскоре мысли Кати все равно возвращались к мечтам. Вот она - такая свободная, летит на своем железном коне, как бы она была счастлива.

выученная беспомощность

Мечты эти она гнала от себя, пока однажды не познакомилась с соседом в лифте. Мужчина чуть старше ее как раз возвращался с прогулки. Катя неудачно зашла в лифт и зацепилась курточкой за рычаг тормоза на руле его велосипеда. Да, и брат, и мама всегда говорили ей, что она очень невнимательная - то угол заденет, то порвет что-то. Прям беда. И привычка стыдиться своей этой безалаберности оставалась с ней по сей день.

"Простите меня, - сказал мужчина, помогая Катерине, - неудачно поставил: не учел, что смогу зацепить Вас". Ее удивила такая реакция: она привыкла, что претензии предъявляют в таких случаях ей, а не наоборот. Она покраснела и ответила, что не стоит извиняться, это она была невнимательна и должна была следить. И что с таким ее "талантом" она потому и угробила два велосипеда в юности, на которых отчаянно пыталась учиться ездить.

"Поспорим, что Вы научитесь", - с азартом сказал мужчина. - "Я ручаюсь". Катерина не поверила, но, конечно же, решила попробовать. Уж очень ей хотелось уметь кататься и так приятен был Николай.

И уже через две недели робость, неумелость и безалаберность женщины стала быстро пропадать. Занятия были через день, и Николай очень правильно реагировал на все ее удачи и неудачи. Руки и ноги Катерины, а также ее безнадежный вестибулярный аппарат стали почему-то слушаться ее. И совсем скоро та самая мечта, которая еще недавно казалась совершенным маразмом, стала сбываться. Катя не могла поверить своим рукам и ногам. "Неужели я могу, неужели я - нормальная?".



Наверняка, у абсолютно каждого человека есть какое-то дело, занятие, навык, умение - которым он уверен, что никогда не овладеет и не научится. Что это ему никак не доступно. А если и будет пробовать - все закончится лишь зря потраченными усилиями и еще большим неверием в себя.

Чтобы объяснить истоки столь распространенного в 60-70-е годы прошлого века явления как депрессия, ученый психолог Мартин Селигман ставил эксперименты на крысах и собаках. Эксперименты были посвящены исследованию мотивации: что и как влияет на готовность достигать результат. В 1967 году Селигман открыл феномен выученной беспомощности.

Как мы живем в состоянии "не смогу"

Все эксперименты Селигмана показали: если животное несколько раз пережило опыт неудачи в достижении какого-то результата, то оно склонно перестать делать попытки его достигать, даже если возможности уже появились. Так и человек.

Этот феномен был ярко проиллюстрирован в книгах исследователей, которые сами пребывая, наблюдали за психологией поведения заключенных в концлагерях. Насколько быстро и сильно менялся характер человека исходя из новых тяжелейших условий его жизни. После дней и месяцев, проведенных в условиях тотальной беспомощности и тирании, когда-то сильные, волевые, достигшие много в своей жизни люди, становились покорными и шли на смерть сами, их не нужно было даже особо охранять. Они рыли себе могилы и ложились в них. Они даже не предпринимали никаких попыток бегства или непослушания, даже в последний миг своей жизни.

Выученная беспомощность потому и является выученной, поскольку много раз человек переживал отрицательный результат вложенных усилий. И он экстраполирует его на будущее.



пессимистичное состояние

Действительно ли все не получалось

Детский и подростковый опыт, а также определенные реакции на те или иные действия ребенка от значимых взрослых людей или сиблингов (друзей, братьев или сестер) особенно влияет на формирование пассивного и пессимистичного характера.

Впоследствии человек может не браться даже за самые простые дела. Пойти в новый продуктовый магазин? А вдруг там не будет всего нужного. Или будет дороже. Потрачу время и лишние деньги. Приготовить новое блюдо? Не получится, переведу продукты. Научиться рисовать картину? Только испорчу бумагу и краски. И так далее.

пессимистичный характер

Эмоциональное состояние обучившегося быть беспомощным человека крайне сложное. Им руководит страх и тревога еще раз пережить тот неприятный опыт, за который его, скорее всего, стыдили или обвиняли.



Ведь в любом действии, которое мы делаем, всегда есть та часть, которая получилась, и та часть, которая - не получилась. И часто, если результат в целом неудовлетворительный, мы привыкаем обесценивать и не замечать ту часть опыта, где все же был какой-то эффект, позитив, движение к цели. А цель нам, возможно, уже казалась такой заманчивой и совсем близкой, достижимой, что вот-вот и... А тут облом. И конечно, на фоне такого облома шаги, которые все же мы успели сделать довольно неплохо, нивелируются, переживаются как недостаточные и в результате - неценные.

На формирование такого отношения к ситуации, конечно, в первую очередь повлияли те люди, которые помогали нам взрослеть, сопровождали нас. Тревожные или стыдящие родители могли оценивать нас, не видя ни грамма перспектив и потенциала. Даже если он был небольшой. "Ты туда не поступишь", - могли говорить они. Или "все равно не красивая, зачем наряжаешься". И так далее. То есть ту часть, которая все же находилась под контролем ребенка: она не красивая, но могла бы улучшить свой внешний вид подбором одежды или макияжа. Он, возможно, и не поступит, но это не на 100% очевидно, и даже если так, то реальный опыт движения к цели мог бы развить навыки парня и помочь ему в дальнейшем.

Как выйти из пессимистичного состояния и обрести ощущение контроля над жизнью?

Если вы обнаружили у себя феномен выученной беспомощности, попробуйте обратить внимание на следующие моменты. Это поможет сделать первые шаги в осознавании себя и собрать больше материала для дальнейшей индивидуальной и групповой психотерапии:

  1. Вспомните все ситуации, когда вы переживали неудачи, на основе которых сформировалась ваша выученная беспомощность. Это могут быть неприятные совпадения или неожиданные и/или постоянные отказы каких-то людей в каких-то вопросах, а также эпизоды, где для достижения результата приходилось прилагать субъективно титанические усилия.
  2. Попробуйте четко обозначить чувства, которые вы переживаете, вспоминая все эпизоды неудач. Какие из этих состояний вы стараетесь прекратить, остановить, не хотите чувствовать?
  3. Как поменялась ситуация в вашей жизни сейчас. Попробуйте понять, какие из прошлых эпизодов неудач сейчас могли бы иметь больше шансов на успех и почему?
  4. Найдите в прошлых эпизодах неудач те части, когда вам все же что-то немного удавалось. Например, вы не могли поступить в желанный институт три года подряд, недобирая баллов на экзаменах, тем не менее часть экзаменов вам удавалось сдать хорошо. Или вы так и не научились отлично ездить на велосипеде, тем не менее вы могли на него сесть, тронуться, проехать какое-то расстояние, пусть и неуверенно. Отделить ту часть опыта, где вам все же удалось прокачать навык лучше, чем он был, когда вы еще не приступали к делу - очень важное осознавание при терапии выученной беспомощности. Если вы будете держать фокус внимания на этих моментах, то сможете заметить, как энергии у вас становится больше и дело, которое казалось совсем неподъемным и вызывало лишь печаль и тяжесть, будет восприниматься легче и привлекать больше вашего интереса.
  5. Только после того, как вам удастся почувствовать себя более энергичным и заинтересованным при мыслях о желанной деятельности, в которой вы ранее потеряли веру в себя, можно переходить к этапу анализа возможных ошибок на том отрезке опыта, который привел к неудаче.


Подписывайтесь на мою страницу в Facebook, Instagram, канал на YouTube, а также на Telegram-канал.


Автор Елена Митина https://elenamitina.com.ua

Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.

Запись на индивидуальные, семейные и групповые встречи

Поддержи ВСУ

больше не будет больно книга Елена Митина


Елена Митина

Елена Митина

Сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор

Ассоциированный тренер Национальной Ассоциации гештальт-терапевтов Украины (НАГТУ)

Имею высшее психологическое образование

Работаю индивидуально со взрослыми и подростками

Консультирую супружеские пары

Веду психотерапевтические группы и обучающие программы по гештальт-терапии

Супервизирую коллег, развивающих свою практику

Жду вашего обращения!



Елена Митина книга больше не будет больно

Facebook YouTube Telegram Instagram