Формы работы
Направления практики
- беспокойство, бессилие
- гнев, горе и потеря
- детско-родительские отношения
- зависимое и созависимое поведение
- идентичность - кто я? какой я?
- женская идентичность
- лень, лишний вес
- лечение депрессии
- любовь, секс, близость
- мужско-женские отношения
- обида, одиночество и пустота
- панические атаки
- профвыгорание, трудоголизм
- психологическая помощь
- психологическая зависимость
- расставание и развод
- самооценка, смысл жизни
- страх отвержения, страх потери
- страх тяжелого заболевания, смерти
- тревожность, стресс, усталость
- стыд себя и собственных проявлений
- чувство вины
Мои заметки на Facebook
Пессимистичный характер. Есть ли у вас синдром выученной беспомощности?20 мая 2020 В свои 33 года Катерина и представить не могла, что сможет сесть за руль велосипеда. Куда уже, если все попытки сделать это в 5-8 и даже 12-15 лет оканчивались синяками и насмешками старшего брата и его друзей. "Плохой вестибулярный аппарат", - решила она, и тему с велосипедом закрыла в своей жизни навсегда. "Что поделать, - успокаивала себя женщина, чувствуя печаль и зависть к весело катающимся по ее району людям, - кому-то дано одно, а кому-то - другое. Вот я зато готовлю хорошо". Такой диалог с собой помогал, но ненадолго. Вскоре мысли Кати все равно возвращались к мечтам. Вот она - такая свободная, летит на своем железном коне, как бы она была счастлива.
Мечты эти она гнала от себя, пока однажды не познакомилась с соседом в лифте. Мужчина чуть старше ее как раз возвращался с прогулки. Катя неудачно зашла в лифт и зацепилась курточкой за рычаг тормоза на руле его велосипеда. Да, и брат, и мама всегда говорили ей, что она очень невнимательная - то угол заденет, то порвет что-то. Прям беда. И привычка стыдиться своей этой безалаберности оставалась с ней по сей день. "Простите меня, - сказал мужчина, помогая Катерине, - неудачно поставил: не учел, что смогу зацепить Вас". Ее удивила такая реакция: она привыкла, что претензии предъявляют в таких случаях ей, а не наоборот. Она покраснела и ответила, что не стоит извиняться, это она была невнимательна и должна была следить. И что с таким ее "талантом" она потому и угробила два велосипеда в юности, на которых отчаянно пыталась учиться ездить. "Поспорим, что Вы научитесь", - с азартом сказал мужчина. - "Я ручаюсь". Катерина не поверила, но, конечно же, решила попробовать. Уж очень ей хотелось уметь кататься и так приятен был Николай. И уже через две недели робость, неумелость и безалаберность женщины стала быстро пропадать. Занятия были через день, и Николай очень правильно реагировал на все ее удачи и неудачи. Руки и ноги Катерины, а также ее безнадежный вестибулярный аппарат стали почему-то слушаться ее. И совсем скоро та самая мечта, которая еще недавно казалась совершенным маразмом, стала сбываться. Катя не могла поверить своим рукам и ногам. "Неужели я могу, неужели я - нормальная?".
Чтобы объяснить истоки столь распространенного в 60-70-е годы прошлого века явления как депрессия, ученый психолог Мартин Селигман ставил эксперименты на крысах и собаках. Эксперименты были посвящены исследованию мотивации: что и как влияет на готовность достигать результат. В 1967 году Селигман открыл феномен выученной беспомощности. Как мы живем в состоянии "не смогу"Все эксперименты Селигмана показали: если животное несколько раз пережило опыт неудачи в достижении какого-то результата, то оно склонно перестать делать попытки его достигать, даже если возможности уже появились. Так и человек. Этот феномен был ярко проиллюстрирован в книгах исследователей, которые сами пребывая, наблюдали за психологией поведения заключенных в концлагерях. Насколько быстро и сильно менялся характер человека исходя из новых тяжелейших условий его жизни. После дней и месяцев, проведенных в условиях тотальной беспомощности и тирании, когда-то сильные, волевые, достигшие много в своей жизни люди, становились покорными и шли на смерть сами, их не нужно было даже особо охранять. Они рыли себе могилы и ложились в них. Они даже не предпринимали никаких попыток бегства или непослушания, даже в последний миг своей жизни. Выученная беспомощность потому и является выученной, поскольку много раз человек переживал отрицательный результат вложенных усилий. И он экстраполирует его на будущее. Действительно ли все не получалосьДетский и подростковый опыт, а также определенные реакции на те или иные действия ребенка от значимых взрослых людей или сиблингов (друзей, братьев или сестер) особенно влияет на формирование пассивного и пессимистичного характера. Впоследствии человек может не браться даже за самые простые дела. Пойти в новый продуктовый магазин? А вдруг там не будет всего нужного. Или будет дороже. Потрачу время и лишние деньги. Приготовить новое блюдо? Не получится, переведу продукты. Научиться рисовать картину? Только испорчу бумагу и краски. И так далее. Эмоциональное состояние обучившегося быть беспомощным человека крайне сложное. Им руководит страх и тревога еще раз пережить тот неприятный опыт, за который его, скорее всего, стыдили или обвиняли.
На формирование такого отношения к ситуации, конечно, в первую очередь повлияли те люди, которые помогали нам взрослеть, сопровождали нас. Тревожные или стыдящие родители могли оценивать нас, не видя ни грамма перспектив и потенциала. Даже если он был небольшой. "Ты туда не поступишь", - могли говорить они. Или "все равно не красивая, зачем наряжаешься". И так далее. То есть ту часть, которая все же находилась под контролем ребенка: она не красивая, но могла бы улучшить свой внешний вид подбором одежды или макияжа. Он, возможно, и не поступит, но это не на 100% очевидно, и даже если так, то реальный опыт движения к цели мог бы развить навыки парня и помочь ему в дальнейшем. Как выйти из пессимистичного состояния и обрести ощущение контроля над жизнью?Если вы обнаружили у себя феномен выученной беспомощности, попробуйте обратить внимание на следующие моменты. Это поможет сделать первые шаги в осознавании себя и собрать больше материала для дальнейшей индивидуальной и групповой психотерапии:
Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт. |
Елена Митина
Сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор
Ассоциированный тренер Национальной Ассоциации гештальт-терапевтов Украины (НАГТУ)
Имею высшее психологическое образование
Работаю индивидуально со взрослыми и подростками
Консультирую супружеские пары
Веду психотерапевтические группы и обучающие программы по гештальт-терапии
Супервизирую коллег, развивающих свою практику
Интересные публикации:
Сопротивление психотерапии / Знания vs. ОсознанностьЭта беспокойная жизнь. Природа человеческой тревоги: способы преодоленияКак не опускать руки и пережить кризисТри умных способа помочь себе в трудной ситуации