Формы работы
Направления практики
- беспокойство, бессилие
- гнев, горе и потеря
- детско-родительские отношения
- зависимое и созависимое поведение
- идентичность - кто я? какой я?
- женская идентичность
- лень, лишний вес
- лечение депрессии
- любовь, секс, близость
- мужско-женские отношения
- обида, одиночество и пустота
- панические атаки
- профвыгорание, трудоголизм
- психологическая помощь
- психологическая зависимость
- расставание и развод
- самооценка, смысл жизни
- страх отвержения, страх потери
- страх тяжелого заболевания, смерти
- тревожность, стресс, усталость
- стыд себя и собственных проявлений
- чувство вины
Мои заметки на Facebook
Пессимистка? Оптимистка!04 января 2015 Как так получается, что одни люди – думают о позитиве, оптимистично относятся к жизни, а другие – пессимисты - тревожатся и пытаются от всего себя оградить? Как перестать тревожиться и начать жить – быть открытым миру, ожидая от него самого прекрасного. Разберемся!
Не влезай – убьет!Пессимистами не рождаются, пессимистов – воспитывают. В этом я уже давно убедилась. Почему? Ну вот, к примеру, родился ребенок, подрастает. Ему хочется познавать мир все больше и больше, он начинает исследовать все, что есть вокруг – залезает в шкафчики, берет посуду, ложки, вилки, ножи, прикасается к розеткам… И тут на него, как гром среди ясного неба – крик, а может еще и со вздохом «Ааааааааааааааах! Куда! Отойди быстро! Ты что! Нельзя! Убьет! Зарежешься!». Конечно же, перепуганный малыш и сам не на шутку пугается от такой реакции мамы (бабушки, папы, няни). И на всю жизнь запоминает: познавать мир – опасно, мир вообще опасен и везде могут ждать неприятности. Отловить такой настрой в голове довольно легко: постарайся задуматься и понять: чего именно ты ждешь от мира, какие картинки рисуешь в голове. Например, предстоит встреча с важным человеком или собеседование – как ты себя чувствуешь перед ним? Испытываешь ли волнение, или очень сильно тревожишься, боишься? Чего именно? Внутренние установки, которые мы получили от родителей, называются интроектами. Это некие правила, догмы, которые мы символически «скушали» в детстве, когда своего собственного опыта не имели. Интроекты бывают полезные и вредные. Почему? Полезные интроекты, например: «у счастливой женщины – счастливая семья». Вредные интроекты звучат по-другому: «женщина должна все силы отдавать семье, жертвовать собой, только тогда она получит слова благодарности». Тоже самое касается и представлений об окружающем мире в целом. Родитель может неосознанно настраивать ребенка – пытаясь как-то оградить его от неприятностей – на то, что мир – враждебен, все люди – подлые, нельзя доверять миру. Но ребенок, «заглотивший» такое жизненной правило, теперь не будет проверять мир – он слепо будет предвкушать его враждебность и притягивать таких людей (чтобы еще раз убедиться в правильности своей картины мира). Будет ли человек счастлив после этого – наверное, вряд ли, ведь такой интроект ограждает его от любви, общения, приятностей с другими людьми. А бывает, что родители опять же неосознанно «вкладывают» детям такие правила, которые помогают жить легче самим родителям, но никак не их детям. Например, мама недовольна, что ребенок все время чего-то хочет, активничает, эмоционирует. Это ей мешает заниматься своими делами. Вот она и сообщает ребенку (словами, мимикой, жестами, поведением), что «надо вести себя тихо, никому не мешать и жертвовать своими интереснами». Наверное, тебе не сложно представить, как развивается жизнь человека с такими установками дальше. Приобретаем оптимизмЕсли ты уже осознала, что у тебя есть некоторые установки, которые мешают быть счастливой – ура! Это первый шаг к изменениям. Далее предложу тебе поработать с собой. Чтобы твой пессимизм превратился в оптимизм. Возьми бумагу, ручку, уединись в комнате. Раздели листок на три столбика. В первом столбике запиши те установки, которые ты осознала как бесполезные и даже вредные. Например, это может быть: «все люди – обманщики», «все мужчины – безответственные», «мир – страшный» и т.д. Чем больше ты осознаешь интроектов – тем лучше. Ведь то, что мы не осознаем управляет нами. Далее во второй колонке запиши в нескольких предложениях, действительно ли это правило – работает. Сравни его с твоим, лично приобретенным, опытом. Например, возьмем интроект «все мужчины – безответственные». Вспомни мужчин, которые тебе встречались в жизни. Были ли среди них те, которые ответственно относились к жизни – может, это мужчины на работе или мужья подруг. Попытайся смотреть объективно. Уверена, у тебя есть опыт общения с ответственными мужчинами. А значит – не все мужчины безответственные, и эта установка не отвечает действительности. В третьей колонке попробуй написать такое утверждение, которое действительно ты считаешь необходимым. Например «все мужчины разные и мне просто редко попадались ответственные». Таким образом, ты перестанешь руководствоваться навязанными стереотипами, а выработаешь свои собственные ценности. Анекдоты в темуВстретила парня. *** Пессимистка: "Фу, от мужа пахнет пивом!".
Проверь себя!
То, как ты обычно высказываешься, может многое говорить о твоей склонности к пессимизму или оптимизму. Прочитай эти предложения и отследи - к фразам из левой или правой колонки ты более склонна. Эти примеры помогут осознать, как часто мы преувеличиваем или наоборот – приуменьшаем, обесцениваем себя и события в жизни, а также не очень объективно их воспринимаем.
Статья опубликована в журнале "Полина"
Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт. |

Елена Митина
Сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор Всеукраинского общества психологов практикующих гештальт-подход (ВОПП ГП)
Имею высшее психологическое образование
Работаю индивидуально со взрослыми и подростками (от 13 лет)
Консультирую супружеские пары
Веду психотерапевтические группы и обучающие программы по гештальт-терапии
Даю супервизию начинающим коллегам
Интересные публикации:
Мужчина от А до ЯЮмор как лекарствоПочему мир может казаться враждебнымРебенок ставит меня в неудобное положение! ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |