кабинет Елены Митиной

Направления практики


Аренда кабинета

Мои заметки на Facebook

Хочу от жизни большего. Что мешает действовать по-другому?

14 декабря 2019

На консультациях люди говорят, что не могут выйти из какого-то привычного сценария своей жизни. Они умом понимают, что он какой-то ограниченный, что другие люди могут и имеют что-то большее, чем они, и что люди эти - в общем, такие же обычные, как и все остальные. Но почему-то у Коли или Наташи есть это что-то, а у меня - нет. И я никак не могу подступиться к решению этой задачи. Что-то не пускает.

Например, я хочу зарабатывать больше, а у меня никак это не выходит. Или хочу поменять профессию. Или найти человека, с которым получились бы гармоничные отношения. Или грамотно воспитать ребенка, помочь ему стать сильной личностью.

А на деле выходит все иначе. Все попытки этого достичь превращаются в что-то совсем другое. Денег по-прежнему нет, профессия не та, в личных отношениях неразбериха и ребенок тревожный.

хочу от жизни большего

Во власти бессознательных установок

Один из аспектов, который очень влияет на нашу жизнь - как в позитивном, так и в негативном смысле, и даже в какой-то степени может определять нашу судьбу - это те интроекты (установки), которые нам удалось впитать, а скорее - заглотить, в течение периода нашего развития. Термин "интроекция" в начале ХХ века был предложен венгерским психоаналитиком Ференци и стал активно использоваться в гештальт-терапии.

Установки действуют скрыто. Это самое интересное и самое бесконтрольное в них. Если какие-то убеждения мы еще можем осознавать и формулировать, к примеру "не здороваться с людьми не вежливо" или "нужно уступить место старшим в транспорте", то самые сложные глубинные убеждения мы осознать часто не можем, если не обладаем очень хорошей рефлексией (можем честно себя анализировать и объективно видеть), а ею обладают совсем не много людей. Обычно рефлексия развивается и улучшается в результате психотерапии.

Зачем человеку интроекты

Когда мы обучаемся чему-то новому, сначала нам нужны некоторые правила, понятия, как и что делать, чтобы хотя бы умозрительно это представить, а потом пытаться воспроизвести физически. Уже впоследствии, если все стало получаться в копировании, человек может выработать свой "авторский стиль", применить творчество. Пример - почерк людей. В прописи все почерки примерно одинаковые, но потом, когда все буквы усвоены, можно уже их писать немножечко по-своему, и это будет уже не простое копирование, а видоизменение интроекта.

Точно также, когда личность развивается, сначала ей нужны просто правила жизни, как и что делать, как устроен этот мир, люди, чтобы мочь в нем как-то ориентироваться, взаимодействовать. И психика так устроена, что она "заглатывает" эти конструкции целиком. То, что родители транслировали ребенку, он берет себе за правило, некритически сначала к этом относясь, а принимая как что-то достаточно хорошее для него в целом. Это как еда в ресторане: мы кушаем то, что нам принесли, не разбирая это на части, какой там соус, из чего, или какое мясо, какие специи. Мы просто едим блюдо.

И уже дальше, когда человек взрослеет, психика развивается, он будет хотеть некоторые интроекты все-таки разложить на части, провести их анализ и, возможно, выработать что-то свое: что-то - модернизировать, что-то - вообще выкинуть, отказаться, что-то - оставить в таком виде, как ему это передали.

И это хорошая работа психики, когда личность индивидуируется и становится отдельной, цельной, "своей", авторской. А не просто набором чьих-то установок. Эти установки, осознаваясь и присваиваясь заново в видоизмененном виде, уже будут являться ценностями этого человека.



бессознательные установки

Чем вредны бессознательные интроекты

Очень часто так бывает, что человек уже давно стал физически взрослым, с сознательным умом, но его поведение приводит к каким-то не очень желанным результатам. Он вроде бы живет как-то, справляется, адаптирован в обществе, работает, общается с людьми, но все-таки, как говорится, "гармонии нет". Не чувствует он себя цельным и счастливым. Скорее выполняет какую-то программу. Так часто говорят клиенты на терапии: "я как будто живу по программе". И вот это самое интересное. Именно такое ощущение может свидетельствовать о том, что у вас есть много интроектов, которые когда-то вы заглотили, и сейчас они просто работают, минуя ваше сознание, автоматически, и вы об этом ничего не подозреваете. И только в итоге, когда что-то не выходит, вы начинаете думать об этом. Я как-то не так настроен. И это правда.

Может быть такое, что на каком-то этапе развития ваша психика приостановилась. И дальше процесс не пошел, интроекции, взятые из семьи или из ближайшего значимого для вас окружения, не были пересмотрены и переработаны. И тогда вы застряли.



Есть такой известный пример, ставший уже анекдотом. Когда дочка, когда варила сосиски, обрезала их концы, как "попки" у огурцов, с двух сторон. И когда она как-то поинтересовалась у мамы, которая ее так научила, зачем это, мама ответила, что так делала бабушка. В итоге бабушка объяснила, что у нее просто была очень маленькая кастрюлька. И никакого другого смысла тут нет. Похожие истории рассказывают и про курицу, которую также как-то обрезают перед запеканием - потому, что у прабабушки она на противень не помещалась.

Это простой пример, как интроекты могут передаваться из поколения в поколение, без осмысления, и определять поведение человека.

И самое печальное, когда это как раз не сосисок и не курицы касается, а каких-то более серьезных вещей, связанных с тем же переживанием и выражением эмоций и другими психическими процессами.



К примеру, родители давали понять своему ребенку, что не нужно позволять себе чувствовать гнев, тем более его демонстрировать. Это плохое что-то.

И что самое интересное, они это даже не говорили прямо: "не демонстрируй свой гнев". Они сообщали косвенно. Например, ребенок начинал злиться, когда ему не купили желанную игрушку, и мама ему говорила такой текст: "ну ты же понимаешь, что у нас бедная семья и на такие игрушки нет денег". Или если ребенок злится на какой-то жест или решение родителей, а они ему говорят (с сарказмом): "да, родители у тебя совсем плохие, ничего для тебя не делают, заслужили, конечно-же, твое недовольство". В этот момент родители руководствуются не эмпатией к ребенку, а своими личными нуждами. Они не хотят видеть ребенка недовольным и злым, не знают, что с ним делать, боятся испытывать свой стыд или вину перед ребенком за то, что не могут ему что-то купить или являются не всегда идеальными родителями.

С другой стороны получается, что этот ребенок перестает иметь право на очень важный процесс в жизни любого человека - это право на агрессию и проявление агрессии. У него появляется интроект "я не должен демонстрировать агрессию, гнев - это плохо". И дальше, когда человек уже физически взрослый, он подавляет свой гнев, злость, молчит, и выражается она потом в какой-то очень изощренной пассивной форме, либо в форме неконтролируемых вспышек сильного гнева, или проявляется в аутоагрессии, психосоматике. Но самое главное то, что такой человек лишается возможности адаптивно действовать с другими людьми. Он не чувствует себя ценным, он не понимает, как нужно действовать, сохраняя самоуважение.

чем вредны бессознательные интроекты

Как мы работаем с интроектами в гештальт-терапии

Интроекцию как защитный механизм Фриц Перлз, основатель гештальт-подхода, считал одним и важнейших в психике человека. Вот все установки типа "мужчины не плачут", "женщина, прежде всего, должна быть хорошей хозяйкой", "за место нужно держаться" и так далее - часто настолько сильно определяют жизни людей, что они даже никогда не узнают, что им самим на самом то деле хотелось, и какую они сами имеют личную позицию. Всегда ли мужчины не плачут, может ли женщина быть нормальной хозяйкой, а не хорошей или вообще ею не быть или это будет ужасной катастрофой, нужно ли держаться за все рабочие места, даже если там невыносимо относятся, недоплачивают и можно попробовать найти что-то другое.

На консультациях мы занимаемся выявлением интроектов и их "разжевыванием", а именно - трансформацией, переводом в собственную позицию человека. Это не всегда может быть легко, так как некоторые установки настолько скрыты, что их приходится тщательно искать, ориентируясь сначала на телесные симптомы. Иногда человек настолько согласен с тем, что ему передали, просто покорно выполняет программу, и даже задуматься о том, что это что-то не очень подходящее, ему сложно.

Но когда все же получается реконструировать систему установок личности, перевести их в разряд ценностей, у многих людей сразу появляется масса новых возможностей для действий - таких, о которых они даже не представляли.


Подписывайтесь на мою страницу в Facebook, Instagram, канал на YouTube, а также на Telegram-канал.


Автор Елена Митина https://elenamitina.com.ua

Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.

Запись на индивидуальные, семейные и групповые встречи

Поддержи ВСУ

больше не будет больно книга Елена Митина


Елена Митина

Елена Митина

Сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор

Ассоциированный тренер Национальной Ассоциации гештальт-терапевтов Украины (НАГТУ)

Имею высшее психологическое образование

Работаю индивидуально со взрослыми и подростками

Консультирую супружеские пары

Веду психотерапевтические группы и обучающие программы по гештальт-терапии

Супервизирую коллег, развивающих свою практику

Жду вашего обращения!



Елена Митина книга больше не будет больно

Facebook YouTube Telegram Instagram