Формы работы
Направления практики
- беспокойство, бессилие
- гнев, горе и потеря
- детско-родительские отношения
- зависимое и созависимое поведение
- идентичность - кто я? какой я?
- женская идентичность
- лень, лишний вес
- лечение депрессии
- любовь, секс, близость
- мужско-женские отношения
- обида, одиночество и пустота
- панические атаки
- профвыгорание, трудоголизм
- психологическая помощь
- психологическая зависимость
- расставание и развод
- самооценка, смысл жизни
- страх отвержения, страх потери
- страх тяжелого заболевания, смерти
- тревожность, стресс, усталость
- стыд себя и собственных проявлений
- чувство вины
Мои заметки на Facebook
Что делать, когда ребенок плачет05 сентября 2013 Слезы ребенка неизбежны в процессе его взросления. Многие родители считают, что плакать – плохо – и нужно всячески этого избегать или подавлять. На самом деле это не так. Слезы – эффективный механизм сброса напряжения и психической регуляции человека. Позволь ребенку вдоволь выразить свои рыдания, поддержи его в этом – в результате он станет более счастливым и будет плакать намного реже! Многим взрослым тяжело вынести плачь ребенка, и они пытаются всеми силами его унять. Кто-то говорит: «перестань плакать, ты уже взрослый», кто-то – стыдит поведение чада - «как тебе не стыдно вот так реветь!». Вариантов множество. Они помогают: ребенок действительно на какое-то время замолкает. Ведь родитель для него – авторитет. Но потом невыраженные страдания начинают проявляться с новой силой. Ребенок становится плаксивым по каждой мелочи, он может раздражаться «на ровном месте» или часто и подолгу болеть. Но этих негативных последствий можно избежать, если осознать пользу плача, преодолеть свои собственные негативные чувства и создать атмосферу эмоциональной защищенности. Она нужна ребенку для того, чтобы поплакать и избавиться от накопленного стресса. Выбрать правильную тактику поведения помогут рекомендации. 1. Слезы – это лекарство. Возможность поплакать помогает и взрослым и детям снимать стресс. Плач – это физиологическое возбуждение, после которого неминуемо наступает глубокое расслабление. Это хорошее средство снятия напряжения, снижения кровяного давления, уменьшения частоты ударов сердца. Вместе со слезами выходят и гормоны стресса, восстанавливается баланс веществ в организме. 2. Плач у младенцев. Когда ребенок совсем маленький, плачем он выражает практически любую свою потребность. По мере того, как он начнет осваивать речь, информационная функция плача снизится. И тогда слезы будут выполнять свою настоящую функцию – устранять стресс. 3. Устрани причину стресса. Бывают ситуации, когда причину плача устранить легко. Например, ребенок застрял между шкафами. Бессмысленно просто говорить ему «давай поплачь». Прежде всего, сделай все возможное, чтобы устранить проблему. Если же стрессовая ситуация повторяется неоднократно, важно также вмешаться и устранить источник стресса. Например, старшая дочка постоянно обижает маленького братика. И тот – плачет каждый день. Просто позволять малышу плакать – недостаточно. Поговори с дочерью: объясни, что такое поведение в вашей семье – неприемлемо. 4. Выслушай ребенка. То, что ребенок плачет – очень важно для него. Выслушай его и посочувствуй. Психологи также рекомендуют брать плачущих младенцев на руки. Со старшими детьми – необязательно. Но важно проявить к ним свое внимание. Дети в этом нуждаются. Они должны знать, что их любят в любом состоянии. Используй метод «активного слушания»: признай эмоции ребенка, указав на то, что он (по твоему мнению) чувствует. При этом воздержись от оценок и анализа. Например, скажи: «Тебе очень грустно. Видимо, тебе нужно поплакать». И побудь с малышом. 5. Если дети плачут по пустякам. Если не давать ребенку вдоволь поплакать, потребность в слезах будет накапливаться. Придет время, что дитя не сможет больше сдерживаться. В такой момент слезы может вызвать любая мелочь. И взрослым сможет показаться, что предлог абсолютно не адекватен реакции малыша. К примеру, мальчонка разразился рыданьями, замазав в грязи свой сапог или случайно уронив лопатку. На самом деле организм малыша искал любую причину, чтобы, наконец, выразить накопившийся стресс. Позволь ребенку порыдать из-за таких мелочей. Он успокоится и, возможно, в дальнейшем не будет обращать внимания на подобные пустяки. 6. Плач – это манипуляция? Некоторые взрослые говорят: «Он плачет специально, чтобы манипулировать мной!». Им кажется, что ребенок таким поведением вынуждает их сделать то, что ему нужно. Часто родители либо уступают ребенку, либо заставляют не плакать. Это вряд ли поможет малышу. Пойми: плач – это естественная потребность чада. Восприми это как нормальное поведение. И поддержи своего малыша. 7. Уступить или нет? Многие родители после длительного плача и требований ребенка уступают ему. Покупают игрушку, ведут в кафе и т.д. Вскоре малыш найдет другую причину для слез. Поиски продолжаться до тех пор, пока ему не дадут вдоволь наплакаться. Позволь ребенку столкнуться с ограничениями и порыдать. При этом не игнорируй его. С другой стороны – не пытайся специально ограничить удовлетворение потребностей своего чада. Найди золотую середину. 8. Будь готова «принять удар». Возмущение и рыдания ребенка могут быть направлены прямо на тебя. К примеру, дочка поссорилась с подружкой в школе. Пришла домой и пустячной причине «вылила» весь гнев и обиду на тебя. Будь готова к этому! К сожалению, дети не всегда могут объяснить истинную причину своих страданий. Выслушай ребенка, дай ему возможность поплакать и повозмущаться. 9. Опыт прошлого. Иногда дети и взрослые не совсем адекватно реагируют на ситуации, так как путают настоящее с прошлым. К примеру, ребенок постоянно испытывает стресс при виде собаки (даже абсолютно безобидной), потому что когда-то его укусил пес. Постепенно при виде собак и осознании, что они не составляют опасности, реакция ребенка угаснет. Процесс угасания значительно ускорит выражение актуальных эмоций – страха, гнева, обиды. С помощью метода разгрузки – плача. Ребенок, который смог выплакаться, испугавшись лая собаки (в успокаивающих объятиях своей матери), будет реагировать на других собак, возможно, с осторожностью, но уже без паники. 10. Позволь плакать себе! То, как мы относимся к плачу наших детей, полностью отражает наше отношение к своим рыданиям. Если мы запрещаем плакать себе, считаем это стыдным, «слабостью» или еще чем-то, то и ребенок рядом с нами не сможет таким образом выражать эмоции. Поработай над собой: позволь себе разгружать свой организм – плакать, когда хочется. Тогда твоя жизнь и жизнь малыша станет намного легче! Подведем итоги: 1. Плач – необходимая функция организма. Он помогает избавиться от стресса И напоследок - анекдотик:
Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт. |
Елена Митина
Сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор
Ассоциированный тренер Национальной Ассоциации гештальт-терапевтов Украины (НАГТУ)
Имею высшее психологическое образование
Работаю индивидуально со взрослыми и подростками
Консультирую супружеские пары
Веду психотерапевтические группы и обучающие программы по гештальт-терапии
Супервизирую коллег, развивающих свою практику
Интересные публикации:
Страшно сделать шаг вперед. Стабильность vs. РазвитиеТОП-3 вопроса к психотерапевту на первом сеансеЧто делать с обидой?Постразводные отношения. Принципы работы с супружеской парой в ситуации развода